89
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5

Энциклопедия грузоподъемной скобы (часть 1)

Первые скобы использовали в качестве соединительных такелажных элементов на морских судах: крепление мачт, парусов, якоря. С развитием науки и техники сфера применения такелажных скоб стала шире. Неоценимую роль металлические изделия привнесли в сферу грузоподъёма, где их так и называют — «грузоподъемные скобы».

Основная задача грузоподъемной скобы – обеспечить надежное и быстроразъёмное соединение различных такелажных элементов и устройств, используемых для подъёма  и перемещения грузов. Грузоподъемные скобы часто используют в качестве связующего звена между грузом и подъемно-транспортным механизмом. Скобами комплектуют траверсы, с помощью которых поднимают крупногабаритные стандартные и нестандартные грузы (транспорт, строительные и монтажные конструкции, станки, технологическое оборудование и др.). Также изделия используют в конструкции грузоподъемных строп, буксировочных ремней и других приспособлений для подъема, буксировки и крепления грузов.

Культура использования грузоподъемных скоб в Украине остается на очень низком уровне. Мало кто знает, как правильно выбрать скобу, еще меньше – как правильно и безопасно ее использовать. Неправильный подход ставит под угрозу безопасность проведения грузоподъемных работ, поэтому к данному вопросу нужно подходить взвешенно и со знанием дела.

Типы скоб. Стандарты изготовления

На рынке представлены 3 основные типа грузоподъемных скоб:

  • прямые U-образные – обычно используются для стальных канатных строп;
  • омегообразные – подходят для текстильных строп;
  • цепные  — служат для соединения цепей и компонентов цепных строп.
    Рисунок 1. Виды скоб

Грузоподъемные изделия отличаются диаметром скобы и видом запорного элемента (штифта):

  • болт с гайкой + дополнительный шплинт (используется для ответственных грузоподъемных операций, разовых работ);
  • винт (быстроразъемное соединение для типовых задач и небольших грузов без динамических рывков).

 

 

Рис. 2. Типовая конструкция скобы

 

Штифт в грузовых скобах толще, чем в рядовых изделиях общего назначения  из мягкой стали, где корпус и штифт имеют одинаковый диаметр и не сертифицированы для грузоподъемных задач. Стальные кованые скобы имеют более высокую безопасную рабочую нагрузку SWL (Safe Working Load), чем аналоги для общеинженерных задач.

В Европе на скобы распространяется стандарт EN 13889, в некоторых постсоветских странах еще работают по старым ГОСТам. Поэтому выбирая грузоподъемные скобы, важно не только учесть тип и геометрические размеры изделий, но и проверить, какому они соответствуют стандарту.

Предельная рабочая нагрузка WLL

В отличие от скоб общего назначения, для грузоподъемного такелажа вводится параметр WLL (Working Load Limit) — предельная рабочая нагрузка. Показатель WLL зависит от вектора прилагаемой нагрузки: вертикальная или боковая* под углом (требует снижения предельной рабочей нагрузки скобы).

Рис 2. Направление вектора прилагаемой нагрузки

В таблице указана взаимосвязь между WLL и углом воздействия нагрузки на скобу:

 

*На грузоподъемные скобы с винтом запрещается воздействие предельных боковых нагрузок из-за возникновения крутящего момента, в результате чего штифт может раскрутиться.

Во время подъема груза с помощью скобы не превышайте значение внутреннего угла между ветвями стропа:

  • 120 градусов — скобы с симметричным размещением нагрузки на 2 ветви;
  • 90 градусов — скобы г/п выше 125 тонн.

При несоблюдении внутреннего угла номинальная грузоподъемность скобы снижается.

Рис. 3 Значение внутреннего угла между ветвями стропа

Таким образом, выбор грузоподъемной скобы производится по 3 основным критериям: WLL, форма и тип штифта. Предельная рабочая нагрузка должна быть как минимум равна общей нагрузке на скобу. Если нагрузка на штифт распределяется по его длине или части его длины, то несущая способность штифта увеличивается, а несущая способность корпуса — нет. Таким образом, распределение нагрузки по длине штифта не увеличивает прочность скобы.

Во второй части статьи «Энциклопедия грузоподъемной скобы» мы предметно остановимся на форме скоб и типе штифтов, а также рассмотрим основные нюансы при обращении и хранении такелажных изделий.

 

Понравилось? Расскажите друзьям:


Оценити статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Похожие статьи

Какая ручная таль лучше: шестеренная ...

355

Текстильные сетки: виды, назначение и...

59

Что необходимо знать при выборе стропов?

1195

Виды грузоподъемных захватов: что и ч...

522

Сфера применения и расчет полиспастов

59

Комментарии