125
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5

Энциклопедия грузоподъемной скобы (часть 1)

Первые скобы использовали в качестве соединительных такелажных элементов на морских судах для крепления мачт, парусов, якоря и прочего морского такелажа. С развитием науки и техники сфера применения такелажных скоб стала шире. Неоценимую роль эти металлические изделия привнесли в сферу грузоподъёма, где их называют — «грузоподъемные скобы» или «серьги».Основная задача грузоподъемной скобы – обеспечить надежное и быстроразъёмное соединение различных такелажных элементов и устройств, используемых для подъёма и перемещения грузов. Грузоподъемные скобы часто используют в качестве связующего звена между грузом и подъемно-транспортным механизмом. Скобами комплектуют траверсы, с помощью которых поднимают крупногабаритные стандартные и нестандартные грузы (транспорт, строительные и монтажные конструкции, станки, технологическое оборудование и др.). Также изделия используют в конструкции грузоподъемных стропов, буксировочных ремней и других приспособлений для подъема, буксировки и крепления грузов.

Культура использования грузоподъемных скоб в Украине пока остается на низком уровне. Мало кто знает, как выбрать скобу, еще меньше – как правильно и безопасно ее использовать. Неправильный подход ставит под угрозу безопасность проведения грузоподъемных работ, поэтому к данному вопросу нужно подходить взвешенно и со знанием дела.


Рисунок 1. Виды скоб

Грузоподъемные скобы отличаются диаметром прутка, формой тела и видом запорного элемента (штифта):

  • болт с гайкой + дополнительный шплинт (используется для ответственных грузоподъемных операций, разовых работ);
  • винт (быстроразъемное соединение для типовых задач и небольших грузов без динамических рывков).

 

 

Рис. 2. Типовая конструкция скобы

 

Штифт в грузовых скобах толще, чем в рядовых изделиях общего назначения из мягкой стали, где корпус и штифт имеют одинаковый диаметр и не сертифицированы для грузоподъемных задач. Стальные кованые скобы имеют более высокую безопасную рабочую нагрузку SWL (Safe Working Load), чем аналоги для общеинженерных задач.

В Европе на скобы распространяется стандарт EN 13889, в некоторых постсоветских странах еще работают по старым ГОСТам. Поэтому выбирая грузоподъемные скобы, важно не только учесть тип и геометрические размеры изделий, но и проверить, какому они соответствуют стандарту.

Предельная рабочая нагрузка WLL

В отличие от скоб общего назначения, для грузоподъемного такелажа вводится параметр WLL (Working Load Limit) — предельная рабочая нагрузка, который нанесён на тело скобы. Номинальный показатель WLL меняется в зависимости от вектора прилагаемой нагрузки: вертикальная нагрузка или боковая под углом (требует снижения предельной рабочей нагрузки скобы). Боковые нагрузки допускаются только для омегаобразных кованных скоб. Не прикладывайте боковую нагрузку к пальцу скобы, на него допускается только перпендикулярная равномерно распределённая нагрузка.

Рис 2. Направление вектора прилагаемой нагрузки

В таблице указана взаимосвязь между WLL и углом воздействия нагрузки на скобу:

 

На практике снижение номинальной рабочей нагрузки на скобу используется при захвате груза двумя стропами, объединёнными одной скобой вверху. А также при захвате груза одной веткой, когда палец скобы зафиксирован, а подъем груза осуществляет не под прямым углом (с боковой нагрузкой). Оценка угла приложения усилия проводится визуально и приблизительно или в соответствии с маркировкой по телу скобы, если таковая имеется. Стоит сказать, что скобы с дополнительной маркировкой стоят дороже и обычно производятся под известными брендами. Скобы же китайского производства маркировок угловой нагрузки не имеют. Для скоб с WLL более 125 метрических тонн и с отклонением вектора нагрузки от вертикали на 5° и более производится индивидуальный расчет коэффициента снижения грузоподъемности.

Во время подъема груза двумя ветвями с помощью скобы не превышайте значение внутреннего угла между ветвями стропа:

  • 120 градусов — скобы с симметричным размещением нагрузки на 2 ветви;
  • 90 градусов — скобы г/п выше 125 тонн.

При несоблюдении внутреннего угла номинальная грузоподъемность скобы снижается в соответствии с данными таблицы.

Рис. 3 Значение внутреннего угла между ветвями стропа

Таким образом, выбор грузоподъемной скобы производится по 3 основным критериям: WLL, форма тела скобы и тип штифта.

Во второй части статьи «Энциклопедия грузоподъемной скобы» мы более предметно остановимся на форме скоб и типе штифтов, а также рассмотрим основные нюансы при обращении и хранении такелажных изделий.

 

Понравилось? Расскажите друзьям:


Оценити статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Похожие статьи

Руководство по креплению грузов на тр...

1987

Текстильные сетки: виды, назначение и...

81

Средства крепления сельскохозяйственн...

1038

Энциклопедия грузоподъемной скобы (ча...

125

Текстильные ленточные или круглопрядн...

1793

Комментарии